Семинар-практикум

 

Тема: «Взаимосвязь развития речи, мышления и мелкой моторики».

Цель: показать как в различных видах деятельности можно использовать   задания на развитие мелкой моторики, речи и мышления в их взаимосвязи.

Оборудование: мяч, массажный мячик, плакаты (связь мелкой моторики, речи и мышления, цитата В. А. Сухомлинский), демонстрационный материал (игра «Достань конфету», тактильные мешочки, игра «Нанизывание бус», счетные палочки, пластилин, шнуровка, матрешка, конструктор, цветные карандаши, краски).

План семинара.

1.Приветствие.

     Игра «Комплимент»

Участники семинара бросают мяч друг друга, говоря комплименты.

2.Знакомство с темой.

     Тема нашего семинара: «Взаимосвязь развития речи, мышления и мелкой моторики». На примере игры-приветствия можем увидеть, как связаны эти процессы: мы ловили мяч – работали наши пальчики, это сопровождалось речью – комплиментами. Однако, прежде чем сказать комплимент, нам необходимо оформить фразу, т. е. задействовать мышление.

3.Определение понятий.

     Давайте разберемся, что же означают такие понятия, как мелкая моторика, речь, мышление. Как вы считаете? (используется метод «Мозговой штурм»: участники семинара излагают свое представление данных понятий).

     Итак, можно сделать вывод:

  • мышление – это психический процесс обобщенного, опосредованного отражения объективной действительности.
  • речь – исторически сложившаяся форма общения посредством языка.
  • мелкая моторика – это координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук.

4.Научный аспект.

     Исследования М. Кольцовой показали, что существует взаимосвязь между координацией мелких движений рук и речью. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. В раннем возрасте именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок.

     Как же можно определить уровень развития мелкой моторики в раннем возрасте? Определить уровень развития тонкой моторики руки можно так: попросить ребенка показать один пальчик, два пальчика, три пальчика, при этом обязательно показывая как надо делать. (Наглядная демонстрация теста с привлечением участников семинара). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, - говорящие дети. Если напряженные пальчики сгибаются и разгибаются только вместе или, напротив, вялые и не делают изолированных движений, то такие дети – неговорящие. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, уровень развития речи не будет соответствовать возрастной норме. Связано это с тем, что центр речи и центр мелкой моторики анатомически расположены рядом друг с другом, потому, развивая одну функцию, мы стимулируем развитие и другой.

     Таким образом, в процессе интенсивного развития мелких мышц кисти, пальцев рук ребенка импульсы поступают в головной мозг, активизирую деятельность соответствующего участка коры головного мозга. Развитие этого центра стимулирует соседние участки, в том числе и речевой центр. Здесь происходит активизация еще незрелых клеток коры головного мозга, «отвечающих» за формирование речи ребенка.

     Речь в свою очередь оказывает огромное влияние на развитие мышления. До тех пор, пока уровень речевого развития не будет соответствовать возрастной норме, процессы мышления будут замедлены. Только ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать.

     Графически это будет выглядеть так:

                                                     речь

   

Мелкая моторика                                                   мышление

 

5.Практическая часть

     Сейчас мы предлагаем Вам показать, как вы развиваете мелкую моторику в своей группе. (Участники семинара показывают заранее подготовленные упражнения для развития мелкой моторики).

Вывод.

     Развитию мелкой моторики способствуют:

  • массаж,
  • пальчиковая гимнастика,
  • лепка,
  • плетение,
  • различные игры-шнуровки,
  • конструкторы,
  • мозаики,
  • вырезание из бумаги и картона,
  • вырисовывание различных узоров
  • работа со счетными палочками и т. д.

     В процессе занятий с детьми в детском саду, как правило, оказываются задействованы лишь три пальца руки: большой, указательный и средний. Однако, для того, чтобы мелкая моторика интенсивно развивалась и способствовала развитию речи, необходимо активное воздействие на все пальцы как левой, так и правой руки. Поэтому, кроме обязательных занятий по рисованию, лепке, конструированию, необходимо проводить с детьми и пальчиковую гимнастику с элементами самомассажа.

     Просто выполнять упражнения ребенку будет скучно, поэтому надо обратить их в интересные и полезные игры. Для этого движения необходимо сочетать с подходящим стихотворным текстом, сказкой или фразой. Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более четкой и громкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое внимание. В свою очередь, согласованность между словом и соответствующим движением обеспечивается через мыслительные операции, т. е. при непосредственном участии мышления.

     Чем старше ребенок, тем большую роль приобретает влияние движений пальцев рук на формирование его психических процессов.

   Эффективной работа по формированию мелкой моторики будет лишь при условии систематического ее проведения с детьми с учетом их возрастных особенностей и при постоянном поддержании интереса к занятиям.  

     Мы подобрали комплексы упражнений по пальчиковой гимнастике для каждой возрастной группы. Они могут использоваться в процессе занятий и в свободное от занятий время, как элемент игры. (Приложение 2)

     Важно помнить, что развитие моторики, речи и мышления – важнее перед школой, чем умение читать и писать, а систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга, что способствует развитию всех психических функций.

     При работе по развитию мелкой моторики, необходимо следовать определенным правилам:

 

1.Упражнения должны проводиться регулярно, в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, возрастом, возможностями.

2.Упражнение, которое предлагается ребенку, должно быть заранее подготовлено воспитателем (отрепетированы движения, выучен текст).

3.Начинать нужно с боле легких упражнений, и по ходу их освоения вводить боле сложные.

4.Чередуйте новые и старые игры и упражнения.

5.Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребенком правильно.

6.Задания выполняются в медленном темпе сначала одной, затем другой рукой, а в конце двумя руками вместе.

7.Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

8.Выполняйте определенные движения одновременно с прослушиванием (а затем и проговариванием ребенком) стихотворения.

9.Проводите занятия эмоционально, активно, для подкрепления интереса ребенка.

10. Не забывайте хвалить ребенка за успехи!

 

     Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы не только обучения многим видам деятельности в детском саду, но и в дальнейшем в школе

Приложение 1

Движения рук детей 3-5 лет

 

Название реакции

 

 

Приблизительный возраст  

С   закрытыми глазами касается   пальцами руки кончика   носа. Копирует круги,   прямые и непересекающиеся линии.

Строит башни из 10-ти   кубиков.

Аккуратно берет   кубик средних размеров   большим и указательным пальцами.

Срисовывает квадрат,   но вертикальные линии   по длине равны   горизонтальным.

Пользуясь ножницами, старается резать ровно.

 

 

 

 

 

 

3 года

Разворачивает обертку   и достает конфетку   без посторонней помощи.

Использует обе   руки, но одной   отдает предпочтение.

Умеет самостоятельно рисовать квадрат,   но с загнутыми или закругленными углами.

 

 

 

3,5 года

Может срисовать треугольник с   неровными сторонами и   основанием, не параллельным краю листа бумаги.

Действует двумя   руками, выполняя простые   операции (отвинчивает крышку   банки, держит и   крутит ручку яйцесбивалки, выдергивает гвозди и   кнопки)

 

 

 

 

4 года

Устойчиво режет   линии.

Копирует квадрат.

Изображает несколько печатных букв.

Действует отдельными пальцами в пальцевых играх.

Рисует простые узнаваемые картинки.

Успешно намазывает клеем детали   и приклеивает их.

 

 

 

 

5 лет