Развитие речи ребенка третьего года жизни

На третьем году жизни в речи ребенка появляются грамматиче­ские формы, выражающие его отношение к предметам, пространству и времени. Как правило, сначала появляется родительный падеж, за­тем — дательный, творительный, предложный. Фразы становятся многословными, появляются придаточные предложения, соедини­тельные союзы и местоимения. Дети часто задают вопрос: «Что это?». За каждым таким этапом — огромная работа и самого малыша, и ок­ружающих его взрослых. Они должны уделять особое внимание соб­ственной речи, памятуя о том, что у детей этого возраста особенно сильно развит рефлекс подражания. Желательно, чтобы родители следили за темпом речи: говорили медленно, четко, выразительно; большое значение приобретают паузы.

Двухлетний малыш уже начинает осознавать себя в окружающем мире и нуждается в аудитории, поэтому надо научиться внимательно, с интересом выслушивать его. Постоянные вопросы: почему? как? где? зачем? — не дают иссякнуть его потребности в общении. И если, набравшись терпения, родители толково будут отвечать на вопросы, активно будет совершенствоваться речь ребенка.

На третьем году жизни малыш с удовольствием слушает и вос­принимает несложные сказки, рассказы, с легкостью выполняет про­стые словесные поручения — идет интенсивный количественный и качественный рост словаря: в 2 года — 300 слов, к трем годам — до 1000—1200 слов.

Лексика

В словаре малыша представлены практически все части речи: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения, а также служебные слова: союзы, предлоги, частицы, междометия. Особенно часто он использует местоимения и говорит о себе в третьем лице: «Митя хочет спать», «Митя идет гулять».

Сложнее с прилагательными. В основном они характеризуют размер и цвет предмета. Но постепенно малыш научается определять его принадлежность: «мамин, папин, Колин». Затем появляются ха­рактеристики состояния: «злой, веселый, голодный». Пространство же передается такими словами, как: «так, туда, тут».

Овладение слоговой структурой слова — точное воспроизведение слогового ряда — звукового оформления, — к сожалению, не всегда удается малышу. Часто он переставляет слоги, заменяет их, пропуска­ет, и тогда КАПЮШОН — это ПИКИШОН, ВЕЛОСИПЕД — ВИ- ПЕД, а ФОТОАППАРАТ и вовсе — АГРАФЕН. Разумеется, помощь родителей необходима. Можно использовать обычный альбом для раскраски, названия картинок в котором располагаются в определен­ной слоговой последовательности:

   односложные слова — СОК, МЯЧ, ЛЕС;

  простые двухсложные слова без стечения согласных, слоги прямые — МАМА, КОЛЯ, МЫЛО;

  двухсложные слова со стечением согласных — ПАЛКА, ПОЛКА, ГАЛКА;

   трехсложные слова без стечения согласных — КОРОВА, ВО­РОНА, ВОРОТА;

—-трехсложные слова со стечением согласных — БАРАНКА, БУРЕНКА;

   слова с закрытым слогом — БАРАБАН, КАРАНДАШ, ТЕЛЕ­ГРАФ;

   четырехсложные слова без стечения согласных и со стечением согласных — БАТАРЕЯ, ВЕЛОСИПЕД, АВТОМОБИЛЬ.

Малыша следует привлечь к подбору картинок из различных «ЛОТО». Ежедневно следует анализировать не более 2—3 картинок. Нужное слово сначала четко произносит мама, затем вместе с малы­шом, и только потом он самостоятельно произносит это слово. Прой­денное необходимо периодически повторять.

На третьем году жизни начинается важнейший этап в освоении родного языка — овладение грамматической структурой. Граммати­чески речь детей еще далека от совершенства. Нередко они путают предлоги, падежные окончания, допускают ошибки в согласовании слов, нарушают их порядок в предложении. Родители могут помочь справиться с этими трудностями. Так, мама, играя с дочкой, прогова­ривает все, что делает кукла Катя: «Катя села НА стул. Катя спрята­лась ЗА стул. Катя вышла ИЗ-ЗА шкафа. Катя легла В постель. Катя залезла ПОД стол. Катя вылезла ИЗ-ПОД стола».

Катя повторяет за мамой все предложения с ударением на пред­логи. Играя с сыном, вы соблюдаете те же правила: «Машина едет ПО улице. Машина подъезжает К дому. Машина въезжает В гараж. Ма­шина выезжает ИЗ гаража. Машина выезжает ИЗ-ПОД моста. Маши­на едет ЗА угол дома. Машина выезжает ИЗ-ЗА угла». Так усваива­ются падежные предлоги и окончания, меньше допускается ошибок в согласовании слов.

Расширение и увеличение словарного запаса способствует закре­плению вновь появляющихся звуков. Некоторые дети к трем годам овладевают правильным произношением всех звуков. Но чаще они еще не произносят шипящие звуки (ш, ж, ч), а также сонорные (л, р). Речь недостаточно отчетлива, чиста по звучанию, она как бы смазана, смягчена (барабан — БАЛЯБАН, горка — ГОЛЬКА). Часто дети смягчают свистящие звуки (сани — СЯНИ, зайка — ЗЯЙКА), заме­няют шипящие — свистящими (шайба — СЯЙБА, жаба — ЗЯБА) или звуками т-д: шуба — ТЮБА, жук — ДЮК. Нарушения звукопроизношения объясняются недостаточным развитием артикуляционного аппарата: малой подвижностью языка, губ, нижней челюсти. Обрати­те внимание, правильный ли прикус у вашего малыша? Не выдается ли вперед нижняя или верхняя челюсть? Если у вас появились сомне­ния, обязательно покажите его врачу — ортодонту, так как, например, от прикуса зависит чистота произношения.

Для развития артикуляционной моторики малышу можно еже­дневно рассказывать сказку про Язычок с любыми сюжетными им­провизациями. Например:

«Язычок живет в домике, который называется Ротик. Пока­жи!» — Ребенок показывает.

«В домике есть двери: зубки и губки. Язычок встает рано утром и выбегает из домика».

«Каждое утро Язычок делает зарядку» — «бегает» по нижней губе, поднимается наверх и опускается вниз.

«Затем Язычок чистит зубки» — кончиком языка погладить ниж­ние, а потом верхние зубы с внутренней стороны.

«Язычок завтракает. Ест манную кашу». — «Мня-мня-мня».

«Язычок садится на лошадку и едет в гости к тетушке Щечке» — предлагается пощелкать языком, широко раскрывая рот, то быстро, то медленно.

«У тетушки идет ремонт и Язычок помогает красить потолок и стены» — кончиком языка погладить небо и внутреннюю поверх­ность щек.

«Тетушка угостила Язычок вкусным вареньем» — широкое дви­жение языком по верхней и нижней губе.

«Язычок покачался на качелях в парке» — попеременные движе­ния языком то к носу, то к подбородку.

«Язычок сел на лошадку и поехал домой!»

Чтобы правильно воспроизвести услышанное, малыш должен иметь не только хорошо сформированный артикуляционный аппарат, но и достаточно развитое слуховое внимание. Гуляя с ним, привле­кайте его внимание к звукам: как поют птицы, журчит ручей, гудят машины, лает собака, каркает ворона. Дома послушайте вместе, как тикают часы, льется вода из крана, звонит телефон и т. д.

Попросите малыша определить тот или иной звук. Подарите ему музыкальные игрушки: гармошку, барабанчик, губную гармошку, погремушку, металлофон и т. д. — они развивают слуховое внимание. Когда он уже достаточно привыкнет к звучанию игрушек, попросите его по звуку определить, какая именно из них прозвучала, предвари­тельно скрывшись с ними за ширмой или в соседней комнате.

Разумеется, полезно слушать музыку, грампластинки и аудиокас­сеты с записями хорошо известных сказок: «Колобок», «Курочка- Ряба», «Теремок», «Репка» и т. д. Учите малыша петь и пойте вместе с ним: пение не только развивает слух, но и способствует развитию речевого аппарата — улучшается переключаемость с одной артику­ляции на другую, увеличивается объем, скорость и сила движений языка, губ, работают голосовые связки.

С речевой функцией тесно связаны движения пальцев рук. По данным М. М. Кольцовой, проводившей электрофизиологические ис­следования, речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Детям на третьем году жизни можно предложить катать шарики из пластилина, лепить простые фигурки, расстегивать и застегивать пуговицы, завязывать и развязывать узлы, шнуровать ботинки. Мож­но продолжать народные игры с пальчиками, организовать дома ку­кольный театр или, если хватит фантазии — театр теней.

Темп овладения речью у детей неодинаков. Одни начинают гово­рить рано и четко произносят слова. Другие, напротив, говорят мало, но при этом хорошо понимают речь окружающих. Но если все-таки к концу третьего года ребенок не заговорил, его необходимо показать логопеду.

Почему заговорить бывает трудно

Развитие речи процесс индивидуальный, зависящий от многих факторов.

Если в 2—2,5 года ребенок не произносит ни одного слова, сле­дует внимательно присмотреться к нему и попытаться понять, почему он так долго молчит. Рассмотрим типичные варианты задержки ак­тивной речи у детей 2—2,5 лет.

Задержка речи на стадии называния. Ребенок, научившийся обозначать предмет словом, может надолго остаться на этом уровне. Такая ситуация возникает, когда малыш привык повторять слова, обо­значающие предметы за взрослым. В общении же с людьми его речь заменяется жестами, движениями, требовательными возгласами. Не­умение говорить невротизирует ребенка, он становится капризным и, оказываясь зачастую непонятым, выражает свое недовольство криком и плачем. В такой ситуации, чтобы исправить положение, необходимо включать в предметные действия с ребенком активную речь. Можно, например, сопровождать показ игрушек эмоциональным, увлекатель­ным для малыша рассказом. Во-вторых, нужно организовывать сотруд­ничество с ребенком по типу «давай вместе». И в-третьих, как можно больше говорить с ним, читать книжки, вместе слушать пластинки.

Задержка на стадии эмоционального общения со взрослым. Порою общение ребенка со взрослым сводится лишь к выражению взаимной любви, обмен ласками, улыбками, а слово при этом являет­ся лишним, потому что и так все понятно. Для исправления создавше­гося положения и возникновения первых активных слов необходимо организовывать предметное взаимодействие с малышом, о котором мы уже рассказывали.

Ориентация в основном на предметный мир. Родителей раду­ет, когда ребенок с удовольствием и подолгу манипулирует предме­тами, проявляя при этом двигательную активность, издавая радостные звуки. Часто такой ребенок не реагирует на окружающих людей, он погружен в собственный мир.

Удобно, если ребенок занимает себя сам, подолгу сосредоточива­ясь на предметах, и не доставляет окружающим хлопот. Однако, такое поведение, как правило, приводит к задержке речевого развития, да и предметные действия малыша будут бедны и однообразны. С таким малышом нужно вернуться к занятиям, в основе которых лежит эмо­циональный контакт. Ласковое прикосновение, доброе и вниматель­ное взаимодействие на основе зрительного контакта. Взрослый может спрятаться сам (по типу игры в «ку-ку»), спрятать лицо ребенка, об­радоваться при встрече с ним взглядом. Можно поиграть и в «сороку- ворону» и в другие детские игры. Всем предметным действиям следу­ет придавать по возможности человеческий характер — куклу жалеть, кормить, обезьянку лечить и т. д. Количество игрушек и предметов, окружающих малыша, следует сократить.

Полезны игры с имитацией, когда взрослый говорит в присутст­вии малыша за разных зверушек, а ребенок, заражаясь общим на­строением, повторяет слова вслед за ним. Также полезны игры, в ко­торые нельзя играть одному, например, катать мячик.

«Детские» слова могут препятствовать развитию речи. При­чины употребления специфических «детских» слов типа «бу-бу», «лю-ка» кроется в том, что правильное звукопроизношение затрудне­но несовершенной еще артикуляцией. Кроме того, речевой слух ре­бенка воспринимает чаще всего лишь окончания слов. Поэтому, об­ращаясь к ребенку, следует говорить четко и ясно и добиваться от ребенка внятного произношения.

 

Развитие речи ребенка четвертого года жизни

Три года — возраст «почемучек», бесконечных вопросов. Расши­ряется эмоциональная сфера: появляется чувство жалости, смущения, самолюбия. Малыш хорошо улавливает интонации взрослых, радуясь или обижаясь, доверяя или страшась,— он легко внушаем, раним.

К четырем годам все это принимает более сложные формы, а главное — совершенствуется речь ребенка, расширяется как пассив­ный, так и активный словарь. В грамматически правильно построен­ных фразах встречаются почти все части речи. Ребенок классифици­рует предметы, объединяет их в группы. Он знает, например, что чашка, ложка, блюдце, тарелка, кастрюля, сковородка — это посуда. А посуда бывает стеклянная, фарфоровая, хрустальная, алюминиевая и т. д. Совершая различные действия с ней, он называет эти действия.

У него уже сформированы такие обобщающие понятия, как «одежда», «обувь», «овощи», «фрукты», «мебель», «домашние жи­вотные» — нередко это происходило по дороге из детского сада до­мой, во время прогулки, когда вы заходили с ребенком в магазин и показывали ему предметы на прилавках, называя их, определяя вели­чину, цвет и форму. Задайте ему вопросы таким образом, чтобы он давал развернутые, подробные ответы.

Следите, пожалуйста за своей речью, ибо она должна быть об­разцом для ребенка. Постарайтесь избавиться от недостатков звукопроизношения.

Говорите медленно, четко, выразительно, красиво. Прислуши­вайтесь к звучанию своего голоса. Говорите с удовольствием. Поста­райтесь, если не прекратить, то свести до минимума общение малыша с родственниками и знакомыми, имеющими дефекты звукопроизношения, ускоренный темп речи или заикание. Чтобы правильно гово­рить, ребенок должен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Решающее значение приобретают хорошее со­стояние слуха, умение внимательно слушать. Конечно, должен быть сформирован речевой аппарат, работой которого руководит цен­тральная нервная система. Возможно не лишне напомнить, что рече­вой аппарат — это органы дыхания, то есть легкие, бронхи, трахеи; органы голосоподачи и голосоведения, то есть гортань с голосовыми связками; и система воздушных полостей, то есть глотка, носоглотка, нос, рот.

 

Как мы говорим.

Когда струя воздуха свободно проходит через рот, образуются гласные звуки, в основном благодаря языку и губам: А,О, У, И, Э. А согласные звуки образуются в результате возникновения в ротовой полости различных преград с помощью языка и губ. Большинство детей на четвертом году жизни произносят почти правильно все звуки, но некоторые все еще испытывают определенные трудности с шипящими (ш,ж) и сонорными (р,л). Неправильное употребляется ударение, допускаются перестановки, замены, выпадение слогов.

Малыш произносит звук то правильно, то неправильно, в одном слове произносит его, в другом – нет.

Нередко – по мере появления нового звука – он употребляет его слишком часто, заменяя им другие звуки. Так, например с появлением звука ш-ж, он начинает заменять ими звуки с-з: сани-шани, зайка-жайка. С появлением звука р, заменяет звук л: лапти-рапти, зеркало-зеркаро. Если речь ребенка не чистая, не правильно произносится большинство звуков, твердые согласные смягчаются и т.д. следует обратится к логопеду, продолжая заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой.

 

Развитие речи ребенка пятого года жизни

 

Мама: «Ты у меня совсем самостоятельная стала!»

5-летняя Марина: «Я не только самостоятельная, я и самолежательная и самосидетельная!»

М. М. Кольцова. «Ребенок учится говорить»

«Я правдун!»

«Я намакаронился!»

«Спокочи ночи!»

«Я вся такая пахлая!

Я вся такая духлая!»

К. И. Чуковский. «От двух до пяти»

К 4—5 годам малыш овладевает падежами, сначала родитель­ным, затем дательным, творительным, предложным. Появляются гла­гольные времена и многословные фразы, придаточные предложения, соединительные союзы и местоимения. Дети с удовольствием произ­носят монологи. Начинается второй период вопросов: «Почему?»

Пятый год жизни — заключительная фаза в развитии языка, но детское словотворчество еще продолжается. Лингвистическое совер­шенство детского словообразования, построенного по законам родно­го языка, поразительная чуткость малышей к языку радуют, удивляют и забавляют родителей.

Психолог Т. Н. Ушакова выделила основные принципы, по кото­рым дети образуют новые слова. Иногда часть слова используется как целое: «Мы лепили, и получилась лепь» или «Собака прыгнула боль­шим прыгом». А иногда к корню одного слова дети прибавляют окончание другого: «На кофточке рваность» или «Одеваться без по- могания».

Случается, что малыши образуют и синтетические слова: БАНА- НАС (банан + ананас); БАБЕЗЬЯНА (бабушка обезьяны); ВОРУ-

НИШКА (вор + врунишка); МАПИНА ДОЧКА, ВСЕХЛЮДНАЯ. В возрасте от 3,5 до 6 лет дети очень любят сочинять и рассказывать сказки. Чаще это происходит так: малыш держит в руках раскрытую книгу и «читает». В возрасте 4—5 лет он пользуется готовыми фраза­ми или шаблонами, составляя из них рассказы и сказки, которые обычно начинаются словами: «Жил-был...» или «Жила-была...» В каж­дое повествование старается внести что-то свое, и это способствует развитию его творческих способностей.

Родители должны научиться внимательно слушать своего ребен­ка. Хорошо, если они записывают за ним слова, сказки, которые он сочиняет. На пятом году значительно улучшается его звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, он реже пропускает звуки и слоги, правильно произносит шипящие и сонорные звуки, учится выговаривать многосложные слова, точно воспроизводит сло­говую структуру. Определенную трудность для детей представляют слова с большим количеством согласных звуков (зеркало, литература, экскаватор, контейнер), поскольку произношение некоторых звуков у них еще не закреплено: звуки не дифференцированы на слух в произ­ношении. Постепенно эти недостатки проходят, подвижность мышц артикуляционного аппарата позволяет более точно использовать язык и губы для произношения сложных звуков.

5-летний ребенок может подбирать слова на заданный звук, вы­делять его в слове. Поиграйте с ребенком, попросите его назвать сло­ва, которые начинаются на звук т или д, б или п, м или н. Развитый речевой слух дает ему возможность различать громкость звука, уско­рение и замедление темпа речи, улавливать различные интонации, голосовые модуляции.

Дети с удовольствием подражают взрослым, точно воспроизводя различные интонацонно-методические особенности их речи, выделяя отдельные слова смысловым ударением и выдерживая паузу. Свобод­но, в течение 3—5 секунд они могут произносить гласный звук, по­скольку речевой выдох у них стал длительнее. Если ребенок к 5 годам все еще неправильно произносит отдельные звуки, ему нужна помощь логопеда.

Это тем более необходимо, что у ребенка возрастает интерес к звуковому оформлению слов и он с удовольствием их рифмует. Па­ша-маша, каша-наша, а иногда сочиняет собственные четверостишия или перефразирует хорошо известные: «Тише, Танечка, не плачь, я куплю тебе калач».

К 5 годам активный словарь детей увеличивается приблизительно до 3000 слов. Это позволяет им точнее выражать свой мысли, насы­щая речь прилагательными, наречиями, личными местоимениями, сложными предлогами (из-за, из-под). Они все чаще пользуются обобщающими понятиями: одежда, обувь, овощи, фрукты, мебель, продукты и т. д., сложносочиненными и сложноподчиненными пред­ложениями.

Если вы хотите помочь малышу закрепить и дифференцировать те или иные звуки, а также овладеть слоговой структурой слова, предложите ему задание: он должен договаривать слова в небольших стихотворениях:

«Приходи к нам тетя...

Нашу деточку...»

«Спать пора

Уснул...

Лег в коробку

На...»

Чтобы закрепить правильное употребление звука, выработать четкую артикуляцию, предложите малышу повторять за вами чисто- говорки:

«Са, са, са — вот летит оса. Со, со, со — у Сони колесо. Су, су, су — мы видели лису. Це, це, це — румянец на лице. Ла, ла, ла — Мила в лодочке плыла. Pa, pa, ра — высокая гора. Шапка да шубка — вот и весь Мишутка. Ткет ткач ткани на платки Татьяне. Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для нас. Ласточки свили гнездо под нашей крышей. Кукушка кукушонку купила капюшон, Надел кукушонок капюшон, В капюшоне он смешон. На горе Арарат Растет крупный виноград.

Можете вместе с ребенком сочинять чистоговорки. Например: «Иска, иска — маленькая киска» или «Иска, иска — на столе миска» и т. д.

Для развития слухового внимания предложите ребенку загадки, а для работы над темпом, плавностью, ритмом, выразительностью ре­чи — заучивать небольшие стихи, считалки, потешки.

Это необходимо потому, что к 5 годам ребенок уже обращает внимание на звуковое оформление речи, увеличивается его словар­ный запас, и речь становится выразительной, грамотной, четкой.

Таков ваш дошкольник — умный и внимательный. Он умеет вос­принимать, запоминать и мыслить, у него большой опыт практиче­ских действий — он чувствует уверенность в своих силах.

 

ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Речь — могучее средство общения и взаимодейст­вия людей.

А.А. Люблинская Усваивая родной язык, ребенок усваивает... беско­нечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов...

К.Д. Ушинский

Развитие речи ребенка шестого года жизни

К пяти годам словарный запас ребенка достигает 3000 — 3500 слов. Он активно начинает пользоваться обобщающими понятиями. Совершенствуется произношение слов. Становится доступно произ­ношение слов сложной слоговой структуры (транспорт, транскрипция и т. д.).

Малыш уже не допускает пропусков, замен и перестановки слогов.

Звукопроизношение приближается к норме. В этом возрасте дети уже готовы к правильному восприятию и воспроизведению звуков речи. Лишь иногда недостаточно четко могут произноситься шипящие звуки (ш, ж), звук р заменяется звуком л, либо произно­сится не кончиком языка, а смычкой корня языка и мягкого неба (велярный «р»). Иногда не дифференцированы свистящие и шипя­щие звуки (с ш, з ж).

Дети 5-6 лет все чаще пользуются не только простыми распро­страненными предложениями, но и сложносочиненными, а также сложноподчиненными предложениями. Увеличивается объем слож­ных предложений. При оформлении фразы ребенок использует все основные части речи.

Высказывая свои суждения, дети прибегают к предложениям, где называют субъект (подлежащее), его действие или состояние (сказуе­мое), объект, на который направлено действие субъекта (дополнение). Указывают на конкретные обстоятельства, в которых протекало дей­ствие (обстоятельство) и на наиболее конкретные признаки субъекта или объекта (определение).

Происходит увеличение объема простых предложений в связи с грамматическим оформлением их главных и второстепенных членов, а также за счет употребления групп слов, выступающих в роли одно­родных членов предложения.

Сложные предложения ребенок использует чаще в разговорной речи, чем при пересказах.

Увеличение объема отдельных предложений, входящих в состав сложного и простых предложений, происходит в речи ребенка почти одновременно.

Например:

«У меня есть на даче кукла, а недалеко живет собака Шарик».

«Он поехал домой, где живет баба-Клава».

К началу шестого года жизни ребенок все чаще употребляет сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, состоящие из 3—4-х простых предложений.

Иногда в одном предложении может быть выражена при помощи придаточных предложений и временная зависимость и сделано указа­ние на пространственные отношения.

Рост количества слов в предложении следует рассматривать как показатель развития мышления ребенка.

В среднем, пятилетний ребенок пользуется предложениями, со­стоящими из 12—15 слов. Большие затруднения возникают при со­гласовании большой группы слов, ведь каждое слово необходимо употребить в определенном значении, поставить на определенное ме­сто, согласовать со всей группой слов.

Порядок слов в предложении не всегда может соответствовать общепринятому порядку слов в русском языке.

Дети старше пяти лет, высказывая развернутые суждения, испы­тывают все меньше затруднений в грамматической форме изложения.

Чтобы речь вашего ребенка стала грамотной, помогите ему в практическом усвоении падежных окончаний и предлогов. Для этого принимайте участие в его игре и обязательно комментируйте все дей­ствия куклы, мишки или зайчика: «Кукла Маша вошла в комнату. Она села на стул. Выглянула в окно. Заглянула за шкаф. Вышла из-за шкафа. Спряталась под стол. Выбралась из-под стола».

Беседуйте с ребенком о содержании прочитанной книги, после просмотра мультфильма, кинофильма. Задавайте такие вопросы, на которые ребенок должен давать подробные, развернутые ответы. Анализируйте вместе поступки героев литературных произведений или кинофильмов. Стимулируйте к активному комментированию дей­ствий, когда он собирается на улицу, играет, выполняет какое-то за­дание.

Когда родители читают малышу художественное произведение, они должны обратить внимание на выразительность собственной ре­чи, что будет способствовать не только правильному пониманию со­держания, но и воспитает у ребенка потребность в выразительности произношения, придаст его речи интонационно-мелодическую окра­ску, поможет замедлить темп речи. Ребенок научится изменять звуко­вую окраску голоса (грустный/веселый), понижать, повышать голос, делать паузы.

Если ваш малыш плохо запоминает прочитанное, не может пере­сказывать, предложите ему каждое прочитанное предложение проил­люстрировать рисунком-схемой, сначала на бумаге, а затем мысленно нарисовать картинку к каждому предложению.

Возраст от пяти до семи лет психологи считают «переходным» между дошкольным и школьным. У родителей, наверняка, возникает масса вопросов, например: «Когда отдавать ребенка в школу?», «Что значит — готов к школе?».

Готовность к школе —- это личностная, интеллектуальная готов­ность, уровень развития зрительно-моторной координации, а также уровень развития речевых навыков.

Интеллектуальная готовность — это наличие у ребенка опреде­ленного уровня психологического развития, которое обеспечивает сформированность речевых навыков, регулирует процессы внимания, памяти, мышления, что и дает возможность ребенку читать, писать, считать. Психолог JI.A. Венгер утверждает, что готовность ребенка к школе определяется степенью развития зрительно-моторной коорди­нации, то есть насколько рука умеет слышать глаз. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог держать ручку или карандаш, чтобы не уставал при письме. Помимо этого, он должен уметь внима­тельно рассмотреть предмет или картинку, выделить детали. К пяти годам, как правило, эти умения уже сформированы. Родители обяза­тельно должны обратить внимание не только на отдельные движения руки или глаза, но и на их координацию между собой.

В этом вам помогут рисунки с натуры, копирование геометриче­ских фигур, схем, печатных букв или цифр, что обеспечит согласо­ванные действия глаза и руки.

В последнее время родители очень спешат с обучением ребенка чтению и письму. Многие специалисты, например, неврологи, физио­логи, офтальмологи, считают, что обучать ребенка чтению и письму нельзя раньше семи лет. Это связано с особенностями формирования центральной нервной системы, а также с несформированностью зри­тельных зон головного мозга ребенка.

Главная задача родителей — подготовить детей к усвоению на­выков чтения, письма, счета. Необходимо порекомендовать родите­лям познакомить детей с буквами, научить соотносить букву и звук, используя магнитную доску. Важно, чтобы ребенок до школы нау­чился из букв складывать слоги и читать их. Для того чтобы подгото­вить ребенка к обучению письму, полезно познакомить его с тетра­дью в большую клетку и начать с вертикальных и горизонтальных линий, флажков, орнаментов.

Затем предложите детям нарисовать в определенной последова­тельности кружки, квадраты, треугольники. Можно попросить ребен­ка подчеркнуть или вычеркнуть определенную букву в предложенном тексте.

Если к пяти годам у ребенка нарушено звукопроизношение, его необходимо проконсультировать у логопеда, который, в свою оче­редь, может решить вопрос о направлении ребенка в логопедическую группу детского сада.

На данном этапе необходимо продолжать развивать фонематиче­ский слух ребенка. Учить детей различать звонкие и глухие согласные (ж — ш, с — з и т. д.).

Можете предложить ребенку следующие упражнения:

1.Повторить за вами слоговые ряды: та — да — да

да — та — да па — ба — ба ба — ба — па са — за — за за — са — за ка — га — га га — ка — ка и т. д

2.Вы читаете слова или слоги, в которых чередуются глухие и звонкие пары звуков. Ребенок поднимает руку, если слышит звонкий, и опускает — если слышит глухой: — са — за — зы; — сэ — зо — зэ; сани, сайка, зайка, знамя, скалка, свалка, звание, стакан.

3.Аналогично проводятся упражнения на дифференциацию твердых — мягких звуков (л — л', р — р', т — т').

Упражнения на дифференциацию звуков (из книги А.И. Максако­ва «Правильно ли говорит ваш ребенок»)

Звуки С — 3

Скороговорка:

Стоит воз овса, возле воза овца.

Поговорки:

У страха глаза велики. Лето собирает, а зима поедает. Трусливо­му зайке и пенек волк. Один за всех, все за одного.

Звуки С — Ц

Поговорки:

Заглянет солнце и к нам в оконце. Кто за все берется, тому ничего не удается. Молодец против овец, а против молодца — сам овца. Ко­нец — делу венец. Цыплят по осени считают.

Звуки С — Ш

Чистоговорки:

Са — ша — ша — Соня моет малыша. Ас — аш — аш — под со­сной стоит шалаш. Шесть мышат в шалаше шуршат. Саша любит сушки, а Соня ватрушки. Вымыли мышки миски для мишки.

Звуки Ц — Ч

Чистоговорки:

Ча — ца — ца — стоит мальчик у крыльца. Ца — ча — ча — рас­тет птенчик у грача. У волчицы — волчата, а у курицы — цыплята. Два близнеца, два братца на нос верхом садятся (очки).

Звуки С — Щ

Скороговорка:

Ща — са — са — под кустом сидит лиса. У гусыни усов ищи, не ищи — не сыщешь. Ищи ветра в поле. Щи да каша — пища наша. Всякой вещи свое место.

Звуки Р — Л

Скороговорки:

Рыбу ловит рыболов — весь в реку уплыл улов. Вкусная халва — мастеру хвала. Рома играет на рояле, а Рита на флейте. Ландыш наш Лавр рвал, Ларе ландыши давал, Лара ландыши брала, рада ландышам была, Лавр дарил ведь от души Ларе ландыши.

СЕДЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ РЕБЕНКА

Готов ли ваш ребенок к школе?

Вашему малышу исполнилось шесть лет, он уже кажется со­всем большим — многое знает и умеет, и не за горами школа.

И вот вашему ребенку исполнилось шесть лет — совсем большой и в школу скоро. Именно в этом возрасте происходят значительные прогрессивные изменения в психике ребенка. Восприятие старшего дошкольника становится более дифференцированным и избиратель­ным — он легко различает оттенки, замечает много подробностей и деталей в рассматриваемом рисунке, знает что красиво, что ему нра­вится, а что нет. Внимание в этом возрасте носит в основном непро­извольный характер, при этом ребенка привлекает то, что ярко, не­обычно, то, к чему он может отнестись эмоционально. Малыш седь­мого года жизни впервые начинает сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этого старший дошкольник может даже использовать определен­ные предметы, которые он перенимает у взрослых. Во многом ему помогает в этом собственная, уже развитая речь — она организует внимание и направляет его на нужный предмет. «Надо посмотреть, поискать!» — говорит малыш, начиная делать что-то. Но все-таки преобладающим остается непроизвольное внимание — ребенку труд­но еще сосредоточиться на чем-то однообразном.

А вот в интересной игре внимание может быть достаточно устой­чивым. В целом, возможности этой новой «взрослой» формы внима­ния — произвольного внимания — к шести-семи годам уже достаточно велики. Развивается и память вашего малыша. В основном память ребенка в старшем дошкольном возрасте носит также непроизволь­ный характер. Ребенок лучше запоминает то, что наиболее интересно и приятно.

Но по сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания снижается, а прочность запоминания растет. Большим достижением ребенка седь­мого года жизни является значительное развитие произвольного за­поминания. Ребенок уже легко справляется с заданием запомнить что- то, начинает использовать специальные приемы запоминания: повто­рение, смысловое и ассоциативное связывание материала. Активно развивается и воображение ребенка, что особенно ярко проявляется в игре. Играя, старшие дошкольники переходят от использования предметов-заместителей к действиям с воображаемыми предметами. Формирование воображения непосредственно зависит от развития речи ребенка. Высокого уровня в этом возрасте достигает и развитие пространственных представлений. Малыш легко ориентируется во взаимном расположении предметов, хорошо запоминает дорогу, впервые осваивает понятия схемы и плана. Все достижения вашего дошкольника, о которых мы уже рассказали, во многом связаны с ак­тивным становлением мышления в этом возрасте. В возрасте четы- рех-шести лет интенсивно формируется наглядно-образное мышле­ние, когда малыш размышляет как бы руками. Например, подсчиты­вая палочки, он обязательно будет брать их в руки и перекладывать из кучки в кучку. Старший дошкольник может решить ту же задачу, лишь посматривая на эти палочки или же схематично изображая их на листе. У него формируется более сложная форма мышления — на­глядно-образное. Теперь уже ребенок может решать разные задачи без использования практических действий, только в русле представ­ления. А высшим достижением в этом возрасте является умение ис­пользовать при решении задач схематические изображения. Эта фор­ма мышления является основной для развития логического мышле­ния, связанного с использованием понятий, когда все действия произ­водятся в уме. Итак, к шести-семи годам ребенок может подходить к решению задачи тремя способами: используя наглядно-действенное, наглядно-образное и логическое мышление, которое будет так важно для обучения в школе.

Такой ваш старший дошкольник — умный и внимательный, с развитым восприятием, памятью и мышлением, со значительным опытом практических действий — чувствует уверенность в своих си­лах, ставит себе все более сложные и разнообразные цели, может ино­гда усилием воли регулировать свое поведение. Но наиболее эффек­тивным средством изменения поведения ребенка является оценка его действий взрослыми. Носителем норм и правил дошкольник считает взрослого, хотя иногда в роли «законодателя» может выступать и он сам. Постепенно старший дошкольник усваивает моральные оценки, начинает осознавать особенности своего поведения и использует нормы и правила для оценки себя и окружающих. Самооценка вашего малыша в этом возрасте основывается на умении сравнивать себя с другими детьми. Для шестилеток характерна в основном обобщенная и завышенная самооценка. К семилетнему возрасту она несколько снижается, ребенок более четко может оценить отдельные свои каче­ства. Хотя остающаяся преобладающей обобщенная самооценка при­водит к тому, что любую неодобрительную оценку взрослым какого- то отдельного своего действия ребенок переживает как оценку своей личности в целом, очень расстраиваясь при этом.

Поэтому порицания, замечания, отрицательные оценки при обу­чении старших дошкольников надо использовать только очень осто­рожно и ограниченно.

Обобщая наиболее важные достижения психического развития старшего дошкольника, можно сказать, что в этом возрасте у него достаточно развитое мышление, расчлененное восприятие, смысловое запоминание. Активно развивается у него произвольная форма памя­ти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать малыша слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Стар­ший дошкольник умеет согласовывать свои действия со сверстника­ми, регулировать свои действия принятыми нормами поведения. Он способен к достаточно адекватной оценке себя и своих возможностей. И теперь у вашего ребенка впереди новый этап его жизни — школа.

«А ты в школу хочешь?» — этот вопрос часто задают шести- семилетним малышам родственники и знакомые. Часто волнуются и родители: «А готов ли наш ребенок к школе?». Так что же важно знать о готовности ребенка к школьному обучению? Первая состав­ляющая готовности ребенка к школе — это личностная готовность вашего дошкольника, желание самого ребенка учиться, готовность его принять положение школьника, имеющего свой особенный круг прав и обязанностей. Причем важно, чтобы обучение в школе привле­кало не только своей внешней стороной — портфель, учебники, тет­ради, но и возможностью узнавать что-то новое.

Важно, чтобы ребенок воспринимал задания взрослого, умел ра­ботать по предлагаемому образцу. Личностная готовность предпола­гает также умение дошкольника произвольно управлять своим пове­дением, хорошую эмоциональную устойчивость. Это как раз то, что подчас наимение сформировано у современных дошколят, так много знающих и умеющих уже до школы. Да и для родителей такого рода неготовность к школе их малыша меньше всего заметна. Как правило, родители обращают внимание на интеллектуальную подготовлен­ность ребенка, что несомненно тоже важно. Запас конкретных знаний, рациональный подход к действительности, логическое мышление и смысловое запоминание, хорошее развитие речи, тонких движений руки и зрительно-двигательных координации очень помогут успеху ребенка в школе. То, насколько хорошо ваш ребенок будет чувство­вать себя в школе, в новой группе детей определит социально- психологическая готовность ребенка к обучению. Развитие у ребенка потребности в общении с другими детьми необходимы дошкольнику для вхождения в детское общество, для того чтобы действовать со­вместно.

В заключение хочется подчеркнуть, что готовность ребенка к школе определяется как его умственным, так и личностным развити­ем, не последнюю роль играет и состояние здоровья. Все эти качества развиваются не одновременно. Например, интеллектуальная готов­ность необязательно сочетается со способностью ребенка к система­тическим занятиям, с серьезным отношением к обучению. Поэтому нельзя требовать от несозревшего организма ребенка слишком много­го. Знание своего малыша, его интересы, возможности и ограничения всегда должны оставаться главными для родителей.

По данным американских исследователей около 20% школьни­ков имеют стойкие нарушения в усвоении навыков письма и чтения. К сожалению, исправлять в школе детскую неграмотность уже поздно.

К моменту поступления в школу словарный запас ребенка вклю­чает около 5—6 тысяч слов, и он правильно употребляет их в речи. Обычно к этому времени у детей формируются и пространственно- временные представления, зрительный и слуховой анализ и синтез, общая моторика, мелкие движения пальцев рук. То есть, другими словами, ребенок достиг определенного уровня физической, нервно- психической и интеллектуальной зрелости.

Соответственно, стойкие нарушения в усвоении навыков чтения и письма могут вызвать нарушения зрения и слуха, недоразвитость речи, общей и мелкой моторики, нервно-психические заболевания. Частичное нарушение чтения принято называть дислексией, а пись­ма — дисграфией.

У взрослого человека процесс чтения и письма автоматизирован. У ребенка же на начальном этапе он состоит из зрительного воспри­ятия слова, различения и узнавания букв, соотнесения звука и буквы, слогового анализа, прочитывания, понимания прочитанного. А процесс письма включает смысловое программирование, соотнесение мысли со структурой предложения, деление его на слова, анализ слоговой структуры слова, определение последовательности звуков, прогова- ривание, соотнесение звука со зрительным образом буквы, и наконец, воспроизведение с помощью руки — зрительного образа буквы.

Можно ли помочь малышу овладеть навыками чтения и письма, подготовить его к школе? Конечно, прежде всего — и как можно раньше — родители должны начать исправлять нарушения у него произношения, уточнять артикуляцию отдельных звуков, так как да­же те дети, которые до школы занимались с логопедом, допускают на письме и при чтении ошибки, связанные с тем, что не могут правиль­но соотнести звук, произношение которого было нарушено, с соот­ветствующей ему буквой. Поэтому одно из самых распространенных нарушений письменной речи и получило название «косноязычия на письме».

Чтобы совершенствовать семантику и стилистику речи ребенка, а также ее грамматический строй, старайтесь как можно больше бесе­довать с ним — о том, что произошло за день, о прочитанной книге, о посещении зоопарка, цирка, детского театра. Слушайте его внима­тельно, с интересом, старайтесь указать на ошибку только после того, как ребенок закончил свой рассказ.

Подготовкой к грамотному письму может послужить совершен­ствование пространственно-временных представлений ребенка: спра­ва — слева, наверху — внизу, впереди — позади; ориентация во вре­менах года, времени суток и т. д. Как правило, эти понятия легко уточняются в игре с кубиками, карандашами, бумагой, а также в бе­седе.

Развитию мелкой моторики рук способствуют лепка из пласти­лина, работа с ножницами, игры с пальчиками, массаж пальцев рук, шнуровка, обводка, рисование, вышивание.

Тактильные ощущения развиваются узнаванием букв, «написан­ных» пальцем на спине, в воздухе, ощупыванием объемных пластико­вых букв. Работа с магнитной доской позволяет расширить «поле зре­ния» ребенка, научит его соотносить звук и букву, различать соглас­ные и гласные звуки и буквы, соединять их в слоги и читать. Совер­шенствует навыки узнавания букв и моделирование букв из палочек и карандашей; восстанавливание их недостающих элементов. Решение этих задач поможет вам подготовить ребенка к овладению школьны­ми знаниями.

Родители должны помнить, что профилактика нарушений чтения и письма проводится с дошкольного возраста.

Механизмы предлагаемых ниже некоторых видов работ по про­филактике и устранению нарушений во многом сходны.

Выполняя следующие задания, ребенок научится определять ко­личество, последовательность и место слов в предложении:

1.Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.

2.Придумать предложение с определенным количеством слов.

3.Увеличить количество слов в предложении.

4.Составить графическую схему данного предложения и приду­мать по ней другое предложение.

5.Определить место слова в предложении — какое по счету.

6.Выделить предложение с определенным количеством слов из текста.

А эти виды заданий развивают слоговой анализ и синтез:

1.Выделить гласный звук из слога и слова.

2.Определить место гласного звука в слове.

3.Назвать гласные в слове.

4.Записать только гласные звуки данного слова.

5.Определить пропущенный слог в слове: _ буз, ___ жа,

жа_ , ли_ .

6.Составить слово из слогов, данных в беспорядке (ран, ка, даш; ра, ба, бан).

7.Выделить в предложении слова, состоящие из определенного количества слогов.

Примерные задания по формированию звуко-буквенного анализа:

1. Придумать слова, в которых 3, 4, 5 звуков.

2.Отобрать картинки, в названии которых 4 или 5 звуков.

3.Разложить картинки в два ряда в зависимости от количества звуков в слове.

Письменные работы:                         

1. Вставить пропущенные буквы в слова:

па...ка, по...ка, ры...ба, шта...га.

2.Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на первом, на втором, на третьем месте (сани, каска, нос).

3.Составить слова с различным числом слогов из букв разрезной азбуки: КОТ, ТОК, САХАР, КОШКА, БАРАБАН, ВЕЛОСИПЕД, ГИМНАСТИКА.

4.Выбрать из предложений слова с определенным количеством звуков, устно их назвать и записать.

5.Добавить различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:

НО... (НОС) НО... (НОГА) НО... (НОЧЬ) НО... (НОМЕР) НО... (НОРКА)

6.Подобрать слово с определенным количеством звуков: А УС

АНЯ             УЛЯ           СОН

АГАТ           УКАЗ САНИ

АРБУЗ УЛИЦА САХАР АНАНАС УКАЗКА САМОЛЕТ

7.К каждой букве подобрать слова, начинающиеся с соответст­вующего звука. Слова записать в определенной последовательности: сначала слова из 3-х букв, затем из 4, 5, 6 букв.

8.Преобразование слов:

а)  Добавить звук: МЕХ-СМЕХ, РАК-БРАК, РОЗА-ГРОЗА;

б) Изменяя один звук слова, составить цепочку слов: СОМ-СОК- СУК-СУП-СУХ-СОХ-СОР-СЫР-СЫН-СОР;

в) переставить звуки местами: ЛИПА-ПИЛА, ПАЛКА-ЛАПКА;

9.Какие слова можно составить из букв одного слова: РАКЕТА- КАРЕТА. ОГОРОД-ГОРОД, ДОРОГА-ГОРА, РОГА, РОД, ГОРОД.

10.Образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое по­следующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова:

СОМ-МОРОЗ-ЗАЯЦ-ЦЫПЛЕНОК-КУБИК-КЛАСС-СТАЯ.

11.Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из оп­ределенного количества звуков в соответствии с количеством точек на верхней грани кубика.

12.Слово-загадка. Пишется первая буква слова, вместо осталь­ных букв ставятся точки. Если слово не отгадывается, записывается вторая буква слова и т. д. (С        -СОРЕВНОВАНИЕ).

13.Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном по­рядке: КОТ-ТОК, НОС-СОН, СОР-РОС.

14.Разгадать ребус. Детям предлагаются картинки: ПОРТ, АР­БУЗ, РАНЕЦ, ТОРТ, АСТРА. Дети выделяют первый звук в названии картинок, записывают соответствующие буквы, прочитывают слово (ПАРТА).

15.Отобрать картинки с определенным количеством звуков и букв в их названии.

16.Какой звук убежал (ЛАМПА-ЛАПА, РЕЧКА-РЕКА, ГРОЗА- РОЗА)?

17.Найти общий звук в словах: ПЛАТЬЕ-ЛАВКА, СОБАКА- ОЗЕРО, БАЛЕТ-ОБЛАКО. На начальных этапах работы делается опора на проговаривание.

Следующий цикл упражнений направлен на формирование лек- сико-грамматического строя речи, морфологических и синтаксиче­ских навыков, представления об элементах слова и о структуре пред­ложения. Основные направления в работе: уточнение структуры предложения, словообразование и словоизменение. Работа над пред­ложением строится по следующему плану:

   Двусоставные предложения, включающие существительное в именительном падеже и глагол 3-го лица настоящего времени (МАЛЬЧИК БЕЖИТ, ДЕВОЧКА РИСУЕТ.)

   Другие двусоставные предложения.

Распространенные предложениям из 3—4-х слов: существитель­ное, глагол, прямое дополнение (МАЛЬЧИК ПЬЕТ МОЛОКО).

Предложения типа:

ДЕТИ КУПАЮТСЯ В РЕКЕ.

ДЕВОЧКА СТИРАЕТ ПЛАТЬЕ КУКЛЕ.

МАМА ДАЕТ СУМКУ ДОЧКЕ.

В дальнейшем даются более сложные предложения. Предложе­ния распространяются с помощью слов, обозначающих признак предмета.

Следующие виды заданий:

   ответы на вопросы;

   составление предложений устно;

   составление предложений в письменной форме.

Если ребенок длительное время читает по слогам, это мешает ему осмыслить содержание текста. Поэтому необходимо развивать звуко- слоговой синтез.

Ребенку можно предложить упражнения:

  назвать слово, произнесенное отдельными звуками (К,0,Ш,К,А; Р,У,Б,А,Ш,К,А);

   назвать слитно слово, произнесенное по слогам;

   составить слово из слогов, которые даны в беспорядке;

  произнести слитно предложение, которое дано по слогам (НА- ТРА-ВЕ-НЕ-ВИД-НО-ТРОП-КИ).

Наконец, проводится работа над пониманием прочитанных слов, предложений, текстов:

   прочитать слово и показать соответствующую картинку; вы­полнить действие, ответить на вопросы;

    прочитать предложение и подобрать соответствующую кар­тинку;

   выбрать из текста предложение, которое соответствует содер­жанию картинки;

   найти в тексте ответ на вопрос;

   прочитать предложение и ответить на вопросы по его содер­жанию.

Параллельно необходимо обогащать словарный запас ребенка, уточнять с ним обобщающие понятия.